воскресенье, 23 февраля 2014 г.

Про курирование контента

Курирование контента - это очень нужная в библиотеке работа. Переработать массив информации, которая существует в интернете, с целью выбрать нужную - это титанический труд. Значит, небходимо владеть знаниями - как это сделать и в каком виде представить пользователям. Нужна компетентность в этих вопросах, ведь зачастую пользователя еще необходимо обучить способам работы с информацией. 
Библиотекари всегда должны быть осведомлены о последних книжных новинках, а с появлением е-книг должны подсказать - где и как их можно взять. Ресурсы интернета теперь неотделимы от поля деятельности библиотек, значит, нужно уметь ими пользоваться. Читатели проводят больше времени в онлайне - что ж, библиотека тоже придет в онлайн, на их площадку. А лучше, создаст свою. 
Но для того, чтобы библиотечная площадка заработала в интернете, нужно наполнить ее интересным контентом, грамотно его оформить, привлечь читателей, наконец. Где всему этому научиться? В интернете. 
Вот для этого и нужен куратор, который укажет верное направление, поможет быть в курсе. 
Я изучила материалы по теме и остановила свой выбор на сервисе Pinterest. Это гигантская социальная сеть, в которой можно утонуть. Работать в нем легко, почти как в Evernote. Устанавливаешь кнопку Pin It на компьютере и отправляешь все понравившееся тебе в свою копилочку. Удобно сортировать заметки. Очень интересные идеи по использованию сервиса в работе библиотек. Недавно неизвестно откуда прицепился ко мне наш российский аналог Pinterest - Постила.ру. Он настолько срисован с него, что можно спутать на первый взгляд. 
Я создала в Pinterest свой аккаунт и закладочку нашей библиотеки. Нужно научить ребят пользоваться этим сервисом. Рассчитываю сделать это в ближайшем будущем.
Рекомендую для использования в работе библиотек сервисы Pinterest и Постила.ру.



суббота, 22 февраля 2014 г.

Не разбрасывайтесь своими персональными данными!

Этими словами заканчивает обращение к читателям редактор информационно-аналитического журнала "Персональные данные" Инга Чернышова. 
В поисках ответов на вопросы по теме я набрела на это издание. Из него я узнала, что 28 января отмечается День защиты персональных данных. Этот праздник учрежден для того, чтобы мы, пользователи сети, не забывали о том, как себя вести в интернете, и смогли обезопасить свою реальную и виртуальную жизнь. 
Итак, персональные данные. 
Моя данные: имя, фамилия, отчество, место работы, в интернете представлены широко и повсеместно. Сделав запрос о себе, я тихо сказала: "...вау!". 
Вроде взрослый человек, уроки информационнай грамотности постоянно провожу для детей, а такая наивная - до глупости прямо. 
В общем, полезла я, все везде отключила. Теперь телефон в недоумении выставил мне немой вопрос "?! С какой стати?".
А с какой стати читалка от ЛитРес, скачанная непосредственно с сайта ЛитРеса, считает, что ей должно быть разрешено отправлять с моего телефона смс-сообщения? А другие установленные на телефон приложения возмущенно выплывают на экран и сообщают, что не могут попасть в мой аккаунт! А какого ...., спрашивается, им туда попадать, если Я такой команды пока не давала?
Недавно завела себе кошелек на Яндексе, чтобы за книги платить. Не прошло и недели, как мой аккаунт на Яндексе заблокировали. Ага, думаю, хакеры на мой кошелек позарились! Я в панике написала модераторам письмо. Сегодня пришел ответ, все открыли, стала разбираться. Причина - попытка удаления аккаунта. Кто же этот злоумышленник? Оказалось - мой сынок. Дело в том, что я попросилась опробовать на его новом телефоне Киностудию и сделала в ней ролик. Поскольку я установила себе на компьютер и телефон приложение Яндекс. Диск, то попросила его загрузить на мой аккаунт сделанный ролик. Он загрузил. Настройки проверить никому в голову не пришло. Спустя некоторое время я решила заглянуть на Яндекс.Диск в папку "Фотокамера". И обнаружила там полный фотоотчет о праздниках моего великовозрастного ребенка. Пока я думала, откуда что взялось, и что с этим делать, время шло. Фотобанк пополнялся. Пришлось признаться! Ребенок раздосадованно попрекнул меня: ну, мама! И решил удалить приложение-предателя с компьютера. А Яндекс расценил это действие как прямую угрозу своему имуществу и скрылся в осаде. Я же, как самая пострадавшая сторона, испытавшая моральное потрясение от открывшихся мне истин, и нервное потрясение от переживаний за Яндекс.кошелек, все это время пыталась разобраться в хитросплетениях доступа к персональным данным.
Описанные ситуации достаточно полно характеризуют мое отношение к вопросу защиты моих персональных данных. Честно говоря, ничего серьезного для хранения в сети - пароли, документы, фотографии, я не размещу. И онлайн-платежей с банковских карт не делаю. Потому что не доверяю. Конечно, я оплачиваю покупки с дебетовой карты. Но пополняю ее только наличными, с банковских карт деньги не перевожу никогда. 
Несмотря на предосторожности, чувствую себя полностью беззащитной перед угрозами интернета.
В библиотеке ребята могут заходить в соц.сети, при этом всегда напоминаю им, чтоб не забыли выходить из аккаунта. А вот заявлений о защите конфиденциальности в нашей библиотеке не предусмотрено. С этим вопросом нужно будет поработать. 

Про игрофикацию

Я работаю в медиатеке, поэтому об играх знаю не понаслышке. Самая востребованная в последнее время игра - Spore. Дети из клетки создают существо, выращивают его, наделяют качествами характера. Потом образуют племена, роды, цивилизации, планеты. Из обсуждения своих существ:
- у него мозгов на одно деление;
- куда "Иди!", когда у меня яйца нужно высиживать?! (это маме по телефону);
- я пока не научил его флиртовать!
Игра захватывает всех, от 5 до 15 лет, мальчиков и девочек. Просто удивляюсь, до чего им нравится создавать, воспитывать, обустраивать. Некоторым - завоевывать. 
Да, на такую бы платформу, в такой ненавязчивой и увлекательной манере преподнести образовательные программы...
Еще для меня было загадкой - почему дети так любят разные конкурсы? В нашей медиатеке постоянно идут какие-нибудь конкурсы, мы все время что-то рисуем, делаем презентации. Потом собираемся в определенный день и просматриваем созданные работы. Лучшие показываем затем во время экскурсий в медиатеку или в школах, во время обзоров. Призы как-то не предусмотрены, а активность детей не снижается от этого. Я получила ответ на свой вопрос, изучив предложенный по теме материал. Оказывается, в игре захватывает не результат, не мотивация, а сам процесс игры и есть мотивация. 
Поэтому дети любят играть в игры и творчество.
Понравилась мне идея квестов. А подростков может увлечь создание игр. 
Я бы тоже приняла участие в создании игр на планшете. Планшеты есть практически у всех детей, которые к нам приходят, они большие, удобные. 
Ролик с презентацией Эли Карр-Челлмэн рекомендую посмотреть всем. 
Наша система образования напоминает мне лихого водителя, попавшего в пробку, и уверенного, что он-то сейчас всех обойдет, пусть дураки стоят. И прет, лавирует, несется, протискивается. Он не знает, что кто-то самый первый уже встал перед стеной, которую объехать нельзя. И назад путь перекрыт. Тупик. А наш-то этого не знает. И жмет вперед...
Такие ассоциации вызвал у меня этот ролик. Посмотрите сами. ОНИ уже поняли ошибочность идей, которые мы сейчас подняли на флагах.

пятница, 21 февраля 2014 г.

Про дополненную реальность

Начну с "размышлизмов". 
Вот сижу себе и представляю большое - многоэтажное, светлое помещение библиотеки. На дверях (или около) расположены таблички с названиями отделов и с логотипом Aurasma сбоку. И приглашение: получи подсказку!
Читатель наводит свой мобильный на табличку, и у него в телефоне появляется улыбающийся библиотекарь, информирующий о работе отдела. Или сказочный герой, приглашающий узнать его историю из книг.
Как вы думаете, произведет такая экскурсия впечатление на детей?
Технически это вполне осуществимо, программа бесплатная, Хром быстренько все переводит. Есть определенные требования к формату видео, но существует бесплатный конвертер FormatFactory, который легко справляется с этой задачей. 
К этому проекту нужно привлечь детей. 
А еще можно создавать "говорящие" выставки книг, картин. 
Пока я осваивала программу, на моем кухонном столе бродил динозавр, оглашающий пространство страшным ревом, чайную корзинку занял Джеки Чан, а банку кофе охранял с пистолетом в руке Клин Иствуд. Мерилин пыталась удержать свою юбку на клавиатуре ноутбука. 
Но истинное назначение программы, на мой взгляд - обучение. Фильм Мэтта Миллса произвел на меня сильное впечатление! Именно тот фрагмент, где программа подсказывает, как подключить роутер. Масштабы использования этой программы раскрываются именно в этом маленьком моменте. 
У нас в библиотеке пытаются установить бесплатный WiFi. Если это удастся, я развешу в медиатеке зашифрованный в QR-код пароль доступа, чтобы его не нужно было вводить вручную.
Да... Сказка стала былью... Нам уже доступны такие технологии...
Выкладываю скриншот с Мэрилин:

А здесь попробуйте считать ауру 
http://share.aurasma.com/YXVyYXNtYTovLz9jaGFubmVsaWQ9NGM3MmVjOGRkYjc4NTZjNGRhNTQxYWRhNzU1MmJkMWImYWN0aW9uPXN1YnNjcmliZQ== :
А этот Миньон на моей ладони уже из другой оперы - из программы Augment, не менее интересной, но уже платной. Это в ней можно двигать мебель и оборудование.
Попробуйте и вы. Удачи!